Подкинуть наверх
Стол регистраций, быстро и безболезненно Присоединиться Идентификация
Ищем по постам, комментариям и картинкам
Nibler.ru >> Это интересно >> Железяки нас погубят

Железяки нас погубят



Люди не идеальны и имеют много технологических недоработок. Какают, много едят, часто ломаются и дороги в обслуживании. Нам нужные сверх люди, с функциональностью смартфона и всевденьем навигатора. «Может ли машина думать?» — спрашивал отец информатики Алан Тьюринг. «Когда можно будет скачать себе друзей?» — спрашиваем мы.

Искусственный интеллект, то есть способность машины выполнять функции человеческого разума, волновал людей задолго до появления первых компьютеров. Робот, подменивший живую девушку Марию, появился в великом немом кино «Метрополис» еще в 1927 году, и меньше чем за 60 лет эволюционировал до системы Skynet, объявившей тотальную войну машин против человечества. На практике машины еле-еле научились обыгрывать человека в шахматы, и чем больше мы узнаем о человеческом разуме, тем дальше откладываются прогнозы по созданию чего-то, хотя бы отдаленно на него похожего.pogubyat-zhelezyaki-eto-interesno-poznavatelno-kartinkiЧтобы представить, насколько сложно создать искусственный интеллект, достаточно сказать, что мы до сих пор не понимаем, как работает наш собственный разум. Ученые имеют кучу объяснений по поводу возникновения вселенной, расшифровали геном человека, недавно даже побороли СПИД. А вот процессы, протекающие меж двух ушей, оказались таинственнее, чем дно Марианской впадины.

Причина — необыкновенная сложность архитектуры нервных связей в нашем мозге. Нервная система червя C. elegance состоит всего из 302 нейронов, что позволяет ему иметь порядка 5 тысяч связей, однако ученые пока не способны воссоздать даже эту примитивную, по меркам живой природы, сеть. В нашей голове, по последним подсчетам, около 86 миллиардов нейронов, каждый из которых может иметь от 1 до 10 тысяч контактов. Это удивительно энергоэффективная система. Суперкомпьютеры занимают целые здания и потребляют мегаватты энергии. Мозг обходится всего парой десятков ватт, при этом он активен 24 часа в сутки, и его работа во время бодрствования включает в себя десятки параллельных процессов, таких как восприятие и обработка звуковой, визуальной, обонятельной информации. Наслаждение музыкой, голод, грусть, память — все это динамические процессы передачи импульсов от нейрона к нейрону.pogubyat-zhelezyaki-eto-interesno-poznavatelno-kartinkiОдна из масштабных задач, над которой трудятся компьютерщики всего мира — обучение машины распознаванию образов. Этот пример показывает, насколько далеким остаются алгоритмы компьютера от принципов работы человеческого мозга. Машина может обыграть в шахматы гроссмейстера, при этом все существующие компьютерные системы распознавания лиц и текста справляются с задачей хуже трехлетнего ребенка.pogubyat-zhelezyaki-eto-interesno-poznavatelno-kartinkiКогда мы входим в комнату, то сразу видим предметы мебели и кратчайший пусть между ними. Робот же видит набор линий и цветов, которые переводит в пиксели изображения. Для того, чтобы проанализировать их, выявить принцип различия между мебелью и свободным пространством и справиться с нахождением маршрута, машине нужно провести огромное количество вычислений, которые теряют актуальность, стоит нам заменить стул на кресло. В вопросе ориентации в пространстве робота на сто очков обходит даже примитивная муха-дрозофила.

Нервные синапсы мозга, передавая или не передавая сигнал соседним клеткам, используют тот же двоичный код, что и компьютер. Тем не менее, мозговая деятельность сильно отличается от работы компьютера. Несколько тысяч связей каждого нейрона со своими «коллегами» позволяют мозгу выполнять и синхронизировать сложные распараллеленные процессы, на которые не способен ни один суперсовременный и многозадачный компьютер. Процесс осознавания всего объема получаемой нами извне информации происходит за доли секунды. В архитектуре мозга он выглядит как реверберации — быстрые циклические взаимодействия зон, которые получают непосредственную информацию из окружающего мира, с зонами где хранится информация о том, с чем мы уже сталкивались. В результате циркуляции сигналов по этой сети появляется момент осознания, когда новая информация соотносится с уже имеющимся опытом. Это не линейный процесс вроде однократного появления картинки на экране телевизора. Для нашего мозга восприятие — это цикл: восприятие нового, сравнение со старым. Расхождения используются для улучшения системы восприятия, но если они слишком сильны, мозг старается их просто не замечать. Именно на этом основаны многие оптические иллюзии, где ожидаемое отличается от действительного.

Эта схема работы нашего интеллекта сложилась в процессе эволюции. Тогда скорость принятия оптимального решения на основании минимума информации было залогом выживания.pogubyat-zhelezyaki-eto-interesno-poznavatelno-kartinkiОдноименная статья гениального англичанина Алана Тьюринга описывала процедуру, которая, как он предполагал, сможет установить равенство человека и машины. Тест Тьюринга считается пройденным, когда собеседника-машину будет невозможно отличить от собеседника-человека.pogubyat-zhelezyaki-eto-interesno-poznavatelno-kartinkiТест Тьюринга до сих пор не прошло ни одно устройство. Диалог двух людей — это множество перекрестных ссылок на имена, факты и здравый смысл, автоматически подсказывающий нам, что вода — мокрая, а предметы падают сверху вниз. Если эти базовые знания не являются общими, то машине не поможет даже самое совершенное знание синтаксиса нашей речи.

Философ Джон Сёрль раскритиковал тест Тьюринга, использовав модель «китайской комнаты». Представьте, что вы сидите в комнате и получаете список вопросов, написанных китайскими иероглифами. Языка вы не знаете, но у вас есть книга, которая позволяет вам работать с иероглифами так, чтобы получить иероглифический же ответ. Вы не понимаете ни вопросов, ни собственных ответов, но при точном следовании инструкции, вы можете пройти китайский тест Тьюринга.

Подобно компьютеру, человек в китайской комнате оперирует символами и использует синтаксис, но не понимает семантики — значения того, что обрабатывает. Сёрль оставлял машине синтаксис, но семантическим знанием наделял только человека.

Некоторые критики считают, что тест Тьюринга выдерживает не робот, а система, состоящая из комнаты, книги правил и робота. Сёрль, по их мнению, отвлекает внимание от этого факта, сосредотачиваясь на одном из компонентов системы, выполняющем в данном случае чисто механическую работу. Система из книги правил, человека и комнаты, по их мнению, является разумной и понимает китайский язык. Робот, в совершенстве владеющий синтаксисом, понимает — для любых практических целей — содержание разговора. Другими словами, идеальное владение синтаксисом и есть понимание.

Другие в принципе отвергают «наивные», по их мнению, предположения, что искусственный разум — это собеседник для пустой болтовни или механический робот из научной фантастики, который научился писать картины и стал сентиментальным. По современным представлениям, ИИ — это системы, способные оперировать знаниями, обучаться, а также моделировать высшую нервную деятельность во всех ее проявлениях.

Так или иначе, критики концепции искусственного интеллекта находятся в меньшинстве. Когда одного из столпов кибернетики, американского инженера Клода Шеннона спросили, могут ли машины думать, он ответил «Конечно!», и добавил: «Я же думаю, разве не так?». Ученым только предстоит открыть законы и «программы», по которым работает наш разум, но ни критика, ни недостаточность информации не смущают математиков и программистов, которые уже сейчас пытаются найти собственные подходы к созданию мыслящих машин.pogubyat-zhelezyaki-eto-interesno-poznavatelno-kartinkiСегодня существует два подхода к созданию искусственного интеллекта.

Нисходящий подход, или спуск «сверху вниз» — это попытки непосредственно запрограммировать компьютер так, чтобы он стал разумным. Начались они еще в середине прошлого века. Ученым казалось, что достаточно заложить в алгоритмы законы логики, оцифровать здравый смысл и научить компьютер распознаванию образов, и он станет разумным. Казалось, что в этом деле наметился прорыв, когда машины научились перемножать огромные числа, играть в шахматы, собирать кубик Рубика и решать другие задачи, которые многим из нас кажутся непосильными, но которые могут решить обладатели мощного интеллекта.pogubyat-zhelezyaki-eto-interesno-poznavatelno-kartinkiЭти исследования зашли в тупик, когда стало очевидно, что узнавать лица, работать с минимально изменяющимися аналоговыми переменными или даже проходить тест Тьюринга машины не способны Количество одних только слагаемых здравого смысла, способного хоть немного приблизить машину к человеку, ученые оценивают более чем в 10 миллионов. К примеру, в одной из крупнейших баз данных, CYC, только за период с 1984 по 2006 год накопилось 47 тысяч концепций и 306 тысяч фактов, которые конкретизируют утверждения «Каждое дерево — растение» и «Все животные смертны». Человек постигает и на практике использует миллионы таких фактов еще до достижения совершеннолетия.pogubyat-zhelezyaki-eto-interesno-poznavatelno-kartinkiВ 1986 году специалист в области ИИ Родни Брукс написал манифест, призывающий искать гибкие и естественные решения, основывающиеся на биологии и поведении животных. В статье «Слоны не играют в шахматы» он утверждал, что разум возник как инструмент адаптации организмов к непредсказуемо меняющейся среде и совершенствуется на протяжении всех жизни. Суть предложенного Бруксом восходящего подхода в том, чтобы заставить робота учиться на собственном опыте, как учатся люди. Такой метод проб и ошибок он использовал при создании первых «роботов-насекомых», которые, вместо того, чтобы тратить вычислительные мощности на создание сложных алгоритмов движения, учатся двигаться как младенец: падая и натыкаясь на препятствия. Потомки этих роботов сейчас собирают для NASA данные на Марсе.

Робоэволюция достигла определенного прогресса. К примеру, модель робота «Хепера» используется для экспериментов в пространстве. Там расставлены столбики, на некоторых из которых есть батарейки. Когда запасы энергии истощаются, робот начинает искать источник питания. Чтобы выжить, он должен научиться отличать стены от предметов, и активные батарейки, излучающие зеленый свет, от разряженных, светящихся красным. Согласно изначальной программе, робот может подъехать к батарейке, зарядиться и остаться около нее. Если он не отправится дальше в поисках нового источника питания, он «умрет». Таким образом, робот должен сам научиться тому, что не было заложено в программу.pogubyat-zhelezyaki-eto-interesno-poznavatelno-kartinkiВ результате «эволюции» один из «Хепер» в 64 поколении начал вести себя странно. Он вращался вокруг своей оси до тех пор, пока уровень энергии не падал до критического, потом подъезжал к ближайшему источнику, заряжался и опять начинал крутиться рядом с бесполезной батарейкой, теряя силы. Исследователи решили, что, вращаясь, он осматривается по сторонам в поисках новых батареек. Поэтому, когда уровень энергии падал ниже критического, он уже знал, куда двигаться. У роботов часто возникают неожиданные способы решения задач, гораздо более простые, чем могли предвидеть и запрограммировать разработчики.pogubyat-zhelezyaki-eto-interesno-poznavatelno-kartinkiСтанем ли мы жертвами сети Skynet? Нужно ли возрождать движение луддитов, громивших первые фабрики и станки, потому что те якобы обрекают людей на безработицу и голод? В принципе, ничто не мешает компьютерам стать умнее людей. Самообучающиеся нейронные сети, которые, скорее всего, и станут предками первого искусственного интеллекта, наверняка смогут учиться и быстрее, и эффективнее, чем это делаем мы.

Пока сложно сказать, когда именно это произойдет. Закон Мура, согласно которому производительность компьютеров удваивается каждые полтора года, вот-вот исчерпает себя — минимизация компьютеров, обеспечивавшая рост их мощности, почти достигла своего предела. Если пытаться делать транзисторы еще меньше, в дело вступят квантовые эффекты, а с ними утечки электричества и фактическая неработоспособность техники. Альтернативные технологии вычислительной техники, такие, как квантовые компьютеры, пока только-только начинают занимать умы инженеров — первый квантовый компьютер пару лет назад был оценен в 10 миллионов долларов. Поиск ресурсов, необходимых для моделирования сложных нейронных сетей затягивается. Поэтому на досуге энтузиасты искусственного интеллекта раздумывают над различными вариациями трех законов робототехники Азимова:

— Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
— Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
— Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому и Второму Законам.

Имеющие скорее литературную, чем практическую ценность (роботам ничто не мешает захватить власть над людьми, чтобы уменьшить тот вред, который мы сами себе наносим), законы Азимова вот-вот будут доработаны с учетом нынешних потребностей человека. Так, Южная Корея еще в 2007 году начала работу над сводом этических законов для роботов. С нетерпением ждем, когда Россия разработает для искусственного интеллекта уголовный кодекс.pogubyat-zhelezyaki-eto-interesno-poznavatelno-kartinki
истчоник

Нравится? Жми:

Поступило от xaku 8 ноября 2013, посмотрело 2448 чел.

82



Похожие посты
  • 58

Пять невероятных предсказаний о будущем

  • 105

10 необычных роботов

  • 81

А каким же он будет мир к 2100 году?

  • 121

Технологическая сингулярность

  • 138

Роботы, которые скользят, ползают, летают и даже играют рок!

Комментарии4 Комментарии Вконтакте
Привет!
Понравился сайт? Тогда давай к нам! Моментальная регистрация
У нас куча весёлых людей! А еще енот и две черепахи.
Комментарии через Вконтакте, для тех у кого не доходят руки зарегистрироваться. Но Вконтакте-то вы точно есть ;)
Присаживаемся поудобней, заполняем формы, бланки и т.п.
Закрыть окошко
Моментальная регистрация через социальные сети
Или обычная регистрация на сайте
Пошель
Слыш, пацанчик! Ты с какого района? документики есть?
Закрыть окошко
Моментальный вход через социальные сети:
Или проверка личности

Введите ваш логин и пароль в форму

Пошель

О сайте Немного о нашем сообществе и ответы на вопросы Мы в соц.сетях:
Вконтакте   Facebook   Twitter   Одноклассники
Обратная связь    Багоприемник