Подкинуть наверх
Стол регистраций, быстро и безболезненно Присоединиться Идентификация
Ищем по постам, комментариям и картинкам
Nibler.ru >> Это интересно >> Трамвайный антиквариат

Трамвайный антиквариат



Летом, по выходным дням, по улицам Будапешта ездят старинные трамваи.

antikvariat-tramvaynyy-eto-interesno-poznavatelno-kartinkiВообще-то трамваи Будапешта и так не последняя вещь в ряду его достопримечательностей.
По Большому Бульвару ходит европейская знаменитость – самый длинный в мире, шестивагонный, пятидесятичетырехметровый желтый трамвай.
Все шесть вагонов объединены в одну конструкцию, и, если вы сидите в начале, уходящий вдаль интерьер начинает напоминать декорации к фильму «Солярис». Что-то в нем есть от орбитальной станции, безусловно.
Смотреть с поперечных улиц тоже любопытно. Голова трамвая уже скрылась за углом того дома, что слева.
Трамвай едет и едет. А хвост его все не показывается и не показывается из-за того дома, что справа.
Точь-в-точь Удав длиной в тридцать восемь попугаев – если он умел так быстро лететь по рельсам, как это делает будапештский трамвай номер «6».

Но летом… Летом на улицы выезжают старые трамваи – те, что работали в 1980-е годы, в 1950-е и даже раньше.
Они немилосердно дребезжат и качаются, в них нет кондиционеров и у них непривычно высокие ступеньки.
Но пассажиры не жалуются. Разглядывают вывешенные по стенам афиши выставки старых транспортных плакатов, и вспоминают, в кадрах кинохроники какого года видели эти вагоны: 1930-го, 1950-го, 1956-го?

Среди прочих выходит на маршрут самый старый трамвай, официально называемый BKVT V, собственность музея в городе Сентендре.
Ему ровно сто лет, в чем каждый может убедиться: чугунная табличка над колесами сообщает год изготовления – 1912-й.

В тот год Россия праздновала юбилей Отечественной войны, затонул «Титаник», началась первая Балканская война, президентом США стал Вудро Вильсон, Николай Гумилев придумал слово «акмеизм», умер автор книг про индейца Винету Карл Май.
И на улицы Будапешта вышел трамвай с деревянным корпусом и номером на боку – 1074.

Их так и называли – «тысячные». Причем это был не первый трамвай Будапешта.
Самые первые, немецкой фирмы Сименс, поехали по городу в 1887 году, а до того, еще с 1866-го, по специально проложенным рельсам вагончики возили лошади.antikvariat-tramvaynyy-eto-interesno-poznavatelno-kartinkiУзнав на сайте транспортного управления маршрут и расписание движения ретро-трамвая, отправляемся караулить его на конечную станцию – туда, где кончается город и начинаются леса и горы.
Точно по расписанию из-за деревьев вынырнул маленький, чуть ли не игрушечный, но при этом совершенно настоящий, бежевый с черным и белым, трамвай.antikvariat-tramvaynyy-eto-interesno-poznavatelno-kartinkiУ деревянного «тысячного», в отличие от нынешнего шестивагонного желтого красавца – только один вагончик.
В салоне лавки из реек. Экологически чистый, сказали бы сейчас, интерьер: только дерево, кожа и медь.
Медные поручни прикреплены к спинкам деревянных сидений. Кожаные петли свисают с потолка – держаться на поворотах.
И кожаный же ремень проходит по потолку сквозь весь вагон: собираясь тронуться, вагоновожатый дергает за него и на задней площадке молоточек ударяет в звонок: дзынь, поехали!antikvariat-tramvaynyy-eto-interesno-poznavatelno-kartinkiВ окнах стекла, но перед ними еще поднимающаяся рама с медными ушками.
Зимние ставни, чтобы не мерзнуть зимой - трамвай-то не обогревается?
Как же, зимние…
Подняли раму, а она вся в поперечных планочках – это жалюзи от жаркого летнего солнца, а вовсе не защита от холода, как все еще думаем по привычке мы.antikvariat-tramvaynyy-eto-interesno-poznavatelno-kartinkiПод потолком медные таблички в стиле сецессион, с надписями на никому на венгерском языке:
«Курить запрещено» и симметричная ей «Плевать запрещено».
Само собой, никто не плюет и не курит – сто лет трамвайного воспитания приносят свои плоды.antikvariat-tramvaynyy-eto-interesno-poznavatelno-kartinkiВагоновожатый (в венгерском тоже есть такое слово: villamosvezető!) чем-то похож на бравого солдата Швейка: в синем форменном мундире и синей же фуражке с высокой тульей по старой австро-венгерской моде.
На каждой остановке, обращаясь к людям, ждущим трамвай на улице, он объясняет, что это особый дополнительный рейс в рамках программы Nosztalgia járat, что обычный трамвай придет через несколько минут, а за поездку на этом надо заплатить чуть больше, чем обычно. Реакция – разная. Кто с удовольствием запрыгивает в этот движущийся экспонат, кто-то оказывается, уже с утра караулил его с фотоаппаратом наизготовку, а кто-то остается ждать следующего. Остаются, прежде всего, пенсионеры. Льготы на ностальгия-рейсе не действуют, а любопытство можно вполне удовлетворить внешним осмотром.

Когда такой трамвай ездит по набережной, вдоль роскошной панорамы Дуная, от туристов, понятное дело, отбою нет, и финансовый план ретро-трамвай выполняет полностью.
Но пускают его не только по этим жирным местам, но и по дальним окраинам города.
Этот мы поймали практически за городом, среди почти деревенской застройки, прудов, где рыбаки сидят с удочками, и заброшенных дач.
Иностранных туристов здесь нет вовсе, и выручка будет минимальная.
Но что-то заставляет трамвайное управление охватывать ностальгическими рейсами и дачные пригороды Буды, и промышленно-спальный Уйпешт. Что? Возможно, именно желание показать эти трамваи прежде всего будапештцам – чтобы любили, гордились, помнили…

Транспортники Будапешта, похоже, большие романтики. В сувенирных лавках продаются брелки в форме троллейбусов и трамваев. На центральной станции метро работает выставка старых транспортных плакатов.antikvariat-tramvaynyy-eto-interesno-poznavatelno-kartinkiНа свадьбу или просто так можно арендовать в музее транспорта какой-нибудь древний кадиллак и гордо проехаться в нем по городу. Сам музей транспорта – тема для отдельного рассказа.

А зимой, в предрождественские праздничные дни, по городу ходят трамваи, от дуги до колес опутанные сетью светящихся огоньков – едет по темной улице этакое самодвижущееся облако, и сияет.

Мандельштам заметил: «Нам кажется, что все благополучно, только потому, что ходят трамваи». Трамваи, получается, – такой же символ спокойствия и нормального течения жизни для городского человека, как кошка на печке и аист на крыше – для сельского.

Во всяком случае, в Будапеште – именно так.Трамвай для Будапешта – нечто большее, чем транспорт. Символ нормальной жизни, маркер благополучия и критерий порядка – не только средство передвижения.

Можно было бы сказать, что так получилось само собой. Просто так. Просто будапештцы почему-то полюбили трамвай больше, чем троллейбус (а это заметно: троллейбусы часто неухожены и испачканы, в отличие от всегда чистых щегольских трамваев). Просто среди руководства трамвайного управления почему-то оказались романтики, не ленящиеся устраивать для горожан летние прогулки на антикварных трамваях. Просто так вышло…

Не совсем. Мифология – дело рукотворное. Всегда должен быть в начале пути человек, который сделает, скажет, создаст нечто такое, что задаст тон и стиль. Укажет направление. Заложит первый камень.
Для трамвая Будапешта таким человеком стал кинорежиссер Иштван Сабо. Из общей симпатии будапештцев к этому уютному и полезному в городской жизни вагончику он сделал ясный и внятный художественный образ, наполнил смыслом, дал жизнь и характер. И уже в этом качестве ввел в свои фильмы.

Самый известный трамвай Иштвана Сабо – в фильме «Отец» (Apa, 1966 год; главный приз МКФ в Москве и премия в Локарно-67).

Вот как это выглядит.

1945 год. Война закончилась. Где-то на окраине города стоит пустой трамвай с выбитыми стеклами. К нему выходят двое – мальчик и его отец. Отец пробует толкнуть трамвай. Он сдвигается с места. Тут же появляются еще люди – и толкают помятый пустой трамвай по рельсам. Он проскакивает мост, въезжает в город.antikvariat-tramvaynyy-eto-interesno-poznavatelno-kartinkiПешеходы останавливаются, выходит врач из госпиталя, все новые люди присоединяются к маленькой компании незнакомых между собой будапештцев, и они толкают этот трамвай все вместе. Рисуют мелом большую единицу на его кабине. Подбегает женщина с вопросом «Куда идет трамвай?». «Прямо!» У нее в руках лист бумаги с фотографией, баночка клея, кисть. Она приклеивает свою бумагу на стенку трамвая, и на зрителя смотрит с фотографии лицо молодой девушки.antikvariat-tramvaynyy-eto-interesno-poznavatelno-kartinkiПожилой венгр тоже клеит свой лист рядом: «Kenyéret sütök – Я пеку хлеб. Данко улица, 27». Кто-то прикрепляет венок на кабину. Фотографий на борту трамвая все больше. Подбегает, оставив пост, советская девушка-регулировщица. На ее листочке надпись: «Сережа, я не могу жить без тебя. Люба». И схема: стрелочка ведет к дому на улице Томпа. На соседнем листочке фото женщины в шляпке: «Keresem! Ki tud róla? – Ищу! Кто-нибудь знает о ней?»Строчкой ниже: «5 июня в Аушвиц».antikvariat-tramvaynyy-eto-interesno-poznavatelno-kartinkiТрамвай идет по городу, солнце светит сквозь пыльные окна. Люди обнимаются… На рельсах лежит обломок фашистского самолета со свастикой во всю железяку – его оттаскивают в сторону, не останавливая движения. Парнишка с флейтой забирается на крышу, девушки протирают газетами стекла, с улиц через окно подают скрипку… Трамвай идет по городу – значит, жизнь возвращается.antikvariat-tramvaynyy-eto-interesno-poznavatelno-kartinkiВот так. Трамвай, средство передвижения, общественный транспорт – и вдруг символ возрождения, словно тот старый дуб у Льва Толстого, что доставил князю Андрею беспричинное и весеннее чувство радости.antikvariat-tramvaynyy-eto-interesno-poznavatelno-kartinki©

Нравится? Жми:

Поступило от Анонимус 29 сентября 2012, посмотрело 2583 чел.

94



Похожие посты
  • 69

Приколы трамвай, поезд

  • 46

Скоростной трамвай в Москве

  • 63

Мужик отжигает!

  • 75

Трамвай желаний

  • 108

Трамвайный коллапс в центре Москвы

Комментарии9 Комментарии Вконтакте
Привет!
Понравился сайт? Тогда давай к нам! Моментальная регистрация
У нас куча весёлых людей! А еще енот и две черепахи.
Комментарии через Вконтакте, для тех у кого не доходят руки зарегистрироваться. Но Вконтакте-то вы точно есть ;)
Присаживаемся поудобней, заполняем формы, бланки и т.п.
Закрыть окошко
Моментальная регистрация через социальные сети
Или обычная регистрация на сайте
Пошель
Слыш, пацанчик! Ты с какого района? документики есть?
Закрыть окошко
Моментальный вход через социальные сети:
Или проверка личности

Введите ваш логин и пароль в форму

Пошель

О сайте Немного о нашем сообществе и ответы на вопросы Мы в соц.сетях:
Вконтакте   Facebook   Twitter   Одноклассники
Обратная связь    Багоприемник